МОСКВА, 22 апр — ПРАЙМ, Наталья Карнова. В понедельник получил развитие вопрос качества нефти, поставляемой из России в Белоруссию. Минск договорился с «Транснефтью» увеличить прокачку нефти по северной ветке трубопровода «Дружба» в связи с низким качеством «черного золота», поступающего по его южной ветке. Сейчас северная ветка загружена лишь на 10%, но нефть в ней соответствует ГОСТу.
Мозырский НПЗ заявил, что некачественная нефть повредила его оборудование
На прошлой неделе «Транснефть» признала повышенное содержание хлоридов в нефти, поступающей из РФ в Белоруссию по южной ветке «Дружбы». В российской компании заявили о принятии мер для скорейшего решения проблемы. Минск запросил на 23 апреля официальную встречу с российской стороной, рассчитывая, в том числе, обсудить компенсацию за ущерб, причиненный оборудованию белорусских НПЗ. Так, Мозырский НПЗ заявил о том, что некачественная нефть из РФ привела к выходу из строя дорогостоящего оборудования на заводе.
Экспорт нефти из РФ осуществляется в штатном режиме, заявили в Минэнерго РФ, подчеркнув, что ухудшение качества нефти носит технический характер и никак не связано с вопросами взаимоотношений с Белоруссией в нефтегазовой сфере. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что на уровне глав двух государств вопрос не обсуждается. За комментариями по этой теме нужно обращаться в министерство энергетики или в компании, ответственные за транспортировку нефти, добавил Песков.
НИКАКИХ ДИВЕРСИЙ
Опрошенные агентством «Прайм» эксперты напоминают, что главная проблема между Россией и Белоруссией — спор о компенсации за налоговый маневр в РФ. Москва и Минск не могут прийти к согласию, из-за этого отношения обострились. При этом они отрицают всякую возможность попыток со стороны России испортить нефть, чтобы «насолить» белорусской стороне с учетом ее заявлений о прекращении транзита по нефтепроводу «Дружба» и росте ставки оплаты за транзит.
«Если бы это было так, мы бы скрывали факт «диверсии», но этого не происходит. Напротив, «Транснефть» признала проблемы с качеством нефти и не отрицает, что это произошло по нашей вине», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
По его мнению, речь идет о техническом сбое на определенном участке трубопровода ближе к белорусской границе, а не о проблемах на месторождении. Если бы плохая нефть была уже в земле, она бы попала и в российскую трубопроводную систему, что нельзя было бы скрыть. Здесь же, видимо, налицо неполадки с оборудованием, которые привели к ЧП.
Хлорорганические соединения действительно очень опасны для технологического оборудования НПЗ, согласен старший аналитик по нефтегазовому сектору «Уралсиба» Алексей Кокин. «Они настолько агрессивны, что даже незначительное превышение предельно опасных концентраций может навредить существенно. Естественным путем хлорорганика попадать в нефть не должна, вряд ли причина в этом. Возможно, это произошло при использовании каких-либо химикатов, но на каком этапе – сказать затруднительно», — отметил он. По его словам, в России хорошо отработана технология добычи нефти с помощью вытеснения водой. На выходе из скважины получается нефтяная эмульсия, которая впоследствии очищается от воды и проходит несколько этапов подготовки.
Проблем с хлорорганикой не было никогда – обычно самым агрессивным компонентом российской нефти являются сернистые соединения. Традиционно нефть Urals более сернистая, нежели североморская эталонная Brent.
КТО ЗАПЛАТИТ ЗА УЩЕРБ
Теперь будет создана рабочая группа, которая оценит ущерб – такой порядок предусмотрен действующими договорами между странами. Для этого понадобятся лабораторные анализы на всем пути прохождения нефти – от скважины до НПЗ, специалисты оценят состояние завода. Если будет сделан вывод о том, что виновата российская сторона, придется заплатить компенсацию.
«Транснефть»: Прокачка нефти по «Дружбе» в Белоруссию и другие страны продолжается
«Все зависит от того, что конкретно прописано в договоре. Возможно, мы об этом точно не узнаем, поскольку это коммерческая тайна. Если за подобные проблемы отвечает поставщик, то платить придется ему, а потом уже взыскивать с «Транснефти», которая является третьим лицом», — рассуждает Кокин. В этой ситуации «Транснефти» придется заняться поиском виноватых в неполадках. Компания обладает хорошей репутацией и произошедшее очень странно, добавил эксперт.
Нельзя исключить и тот факт, что белорусские НПЗ попытаются выдавить из случившегося максимальную для себя выгоду, добавляет Юшков. Помимо получения выплат за ущерб, это возможность сдвинуть сроки модернизации предприятий. Она длится уже несколько лет и ее завершение намечено на ноябрь 2019 года. Успеют ли ее завершить к этому моменту – вопрос открытый. Однако теперь появляется возможность для того, чтобы свалить собственные недоработки на инцидент с плохой нефтью и отсрочить финал модернизации, заметил он.
Источник: