МОСКВА, 4 мая — ПРАЙМ. Возобновление санкций против экспорта нефти из Ирана позволит США расширить экспансию своих нефтяников на азиатские рынки, но это может спровоцировать новый виток роста нефтяных цен, что несет для Вашингтона определенные риски, говорят опрошенные РИА Новости аналитики.
США в прошлом году в одностороннем порядке вышли из сделки с Ираном по ядерной программе и вновь ввели санкции против Тегерана. При этом Китаю, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Корее, Тайваню и Турции были даны временные исключения, то есть Штаты обязались не вводить против них санкции за покупку определенных объемов иранской нефти. Срок исключений истек 2 мая 2019 года.
США в последние годы запустили активную экспансию на азиатские энергетические рынки, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Игорь Галактионов. В первую очередь речь идет о Китае, Индии, Южной Корее и Японии — основных покупателях нефти из Ирана, которым теперь при продолжении закупок грозят вторичные санкции со стороны США.
«Определенную часть выпадающих поставок Штаты, несомненно, постараются восполнить, расширив таким образом свою долю на перспективных рынках», — полагает аналитик.
Однако оперативно удовлетворить потребности, возникшие после введения санкций, не смогут ни США, ни вызвавшиеся на помощь Саудовская Аравия и ОАЭ, а значит, следует ожидать роста нефтяных цен.
ПРОБЛЕМА ИЛИ ВЫГОДА?
«США до сих пор остаются нетто-импортером нефти, так что пока чрезмерный рост цен на «черное золото» для страны нежелателен», — отмечает Галактионов.
При этом, по его словам, диапазон цен на нефть на мировых рынках в 65-70 долларов, который обеспечивается в том числе усилиями ОПЕК+, является вполне комфортным для развития американской нефтяной отрасли.
Главный стратег «УНИВЕР Капитал» Дмитрий Александров полагает, что ожидаемый рост цен на нефть на американской экономике практически не скажется.
«Для США рост цен будет сглажен, основной эффект будет на рынках Европы и Азии, поэтому спред между WTI и Brent расширится. При этом сланцевые производители в США смогут дышать спокойнее», — говорит эксперт.
Еще одна связанная с дорогой нефтью зона риска для США и конкретно для президента Дональда Трампа – рост внутренних цен на бензин, который может несколько подорвать настроения американского электората. Но до президентских выборов в стране еще больше года, а значит, краткосрочное удорожание топлива в начале автомобильного сезона администрация Трампа может себе позволить, считает Александров.
СДЕЛКА С КИТАЕМ ПОД УГРОЗОЙ?
Вашингтон и Пекин, находясь под давлением взаимных пошлин, еще с прошлого года ведут сложные переговоры по торговле. В марте они были как никогда близки к заключению соглашения, но ситуация вокруг закупок иранской нефти может стать еще одним камнем преткновения в торговом диалоге.
«Для Китая, равно как и для глобального рынка, объем в 500 тысяч баррелей в сутки (потерянный в результате санкций против Ирана — ред.) слишком существенный, чтобы можно было пренебречь или заместить в короткое время, тем более без влияния на цену», — отмечает Александров. По его мнению, Китай, так же как Индия и Турция, может продолжить покупать нефть у Ирана, несмотря на угрозу вторичных санкций.
В то же время Галактионов полагает, что ситуации вокруг Ирана недостаточно, чтобы перечеркнуть успехи, которых к сегодняшнему дню достигли США и КНР в торговых переговорах. «Заявления Пекина по поводу иранского вопроса не выглядят критически важными для китайской стороны и вряд ли станут отдельной темой в рамках масштабных торговых переговоров двух держав», — считает аналитик.
Источник: