Почему в старину так уважали водовозов, и Где можно встретить памятники этой исчезнувшей профессии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О востребованности этой профессии в городах в прошлые века говорит то, что до революции в Москве было несколько тысяч водовозов.
Увы, с появлением в столице центрального водоснабжения число водовозов и водоносов стало уменьшаться пропорционально росту количества домов с водопроводом.
Чтобы стать водовозом, достаточно было купить бочку да телегу (повозку) с лошадью.
Кстати, были в старые времена ещё и водоносы – от водовоза такой человек отличался лишь тем, что возил емкость сам, без помощи лошади – в тележке или санях.
Иногда человек, продававший воду, водил с собой собаку.
Четвероногий помощник оповещал местных жителей о том, что привези воду, звонким лаем.
Водовозы в городе были очень востребованы, ведь обычно вода в городских прудах или реках даже в старые времена не была достаточно пригодной для питья, так что они брали и привозили её из уже проверенных мест – колодцев, водокачек, бассейнов или чистых рек.
Интересно, что в Петербурге, например, по цвету бочки водовоза можно было определить, какого качества воду он продает.
В белых возили питьевую, а в зеленых — не такую чистую – из каналов.
Работать водовозом было выгодно.
Пользуясь тем, что как поется в советской песенке, без воды и не туды, и не сюды, продавали её в городе порой по завышенной цене.
У горожан, понятное дело, не было выхода, и они были вынуждены платить ту сумму, которую им называли.
Более того, водовоз вообще чувствовал себя в городе персоной уважаемой и даже неприкосновенной.
Такой человек всегда держался с достоинством и, как писал Антон Чехов, никого не боялся – ни клиента, ни полицейского, и пожаловаться на него было невозможно.
Об этой профессии современному поколению напоминают памятники водовозам, которых в мире существует немало.
Так, например, в Питере в начале этого века такую скульптурную композицию установили возле первой в городе водонапорной башни, которая расположена на улице Шпалерная.
Это символично, ведь именно здесь, в далеком 1863 году, началась эра централизованного водоснабжения Санкт-Петербурга.
Водовоз с бочкой выполнен из бронзы в натуральную величину и, конечно, перед фигурой человека изображена бегущая собачка – верный помощник.
А в Коломне скульптурную композицию, представляющую также человека с бочкой и собаку, можно увидеть в конце переулка, который так и называется – Водовозный.
Памятник установили относительно недавно, в 2012 году.
По изображенной скульптором богатой одежде водовоза можно судить о том, насколько обеспеченными были представители этой профессии.
Кстати, в кружку-копилку горожане и гости города кидают монетки.
Деньги потом передают в благотворительный фонд.
Кронштадский водовоз выполнен в оригинальном стиле, персонаж изображен переливающим воду в бочку.
Надо сказать, что эта профессия для Кронштадта была особенно важна, ведь водопровод запустили в городе лишь спустя сто лет после его основания, в 1804 году (трубы были, кстати, деревянными).
Да и то, поначалу местный водопровод обслуживал только городские казармы и госпиталь.
Лишь ближе к середине XX века такое удобство в Кронштадте массово пришло в жилые дома.
А в Ульяновске есть памятник симбирскому водовозу (напомним, что родной город Ленина раньше именовался Симбирском).
Он представляет собой фонтан со скульптурной композицией.
Памятник появился здесь около девяти лет назад, его установили в честь 150-летия Симбирского водопровода.
Возле фигуры человека с повозкой, запряженной лошадью, нет собаки.
Зато рядом, в бассейне фонтана, изображены водные персонажи – рыба и лягушка.
Местные жители уверены, что квакушка исполняет желания – достаточно только ее погладить и загадать то, о чем мечтаешь.
Скульптура, увековечившая профессию водовоза, есть и в Казани – городе, богатом на интересные памятники.
Сюжет композиции интересен: водовоз наливает горожанке воду с помощью большого черпака с длинной ручкой.
Кстати, с историей создания памятника связан забавный факт.
Как вспоминала автор композиции, руководитель городского Водоканала (организации-заказчика памятника) лично внес в проект пару важных с его точки зрения изменений.
Скульптуре водовоза он попросил добавить сумку-кошелек для сбора платы за воду, в лошадке на дугу – колокольчики.
Кстати, они на памятнике настоящие и даже звенят.
Текст: Анна Белова
Может, это плохо, а может, и хорошо, но не только водовозы с развитием цивилизации ушли в небытие. Есть и другие забытые русские профессии .
Поделится